Главный (восточный) вход в храм Падманабхи с одноимённой улицы. © /
Commons.wikimedia.org
Храм был построен еще в XVI веке. Он даже старше основанного на этих землях в 1729 году княжества Траванкор, входящего ныне в состав индийского штата Керала. Веками в храме скапливались богатства, которые верующие приносили сюда в качестве дара. С основанием Траванкора поток богатств лишь усилился – раджи княжества вели успешные войны с соседями и даже умудрились одолеть британцев из Ост-Индской компании. По древнему обычаю, раджи при вступлении на престол даровали древнему святилищу столько золота, сколько они весили.
Основатель королевского дома Траванкора Мартанда Варма. Фото: Commons.wikimedia.org
С покорением княжества англичанами ничего не изменилось. Раджи номинально оставались во главе княжества и пользовались доверием британской короны. Траванкор располагался на перекрестке торговых путей, поэтому местные князья продолжали богатеть и делиться своими доходами с храмом. Да и поток паломников в древнее святилище никогда не иссякал.
Несмотря на то, что легенды о богатствах храма разошлись далеко за пределы Кералы, мало находилось желающих попытаться их украсть. По легенде, для защиты сокровищ в подвалы выпустили несколько сотен ядовитых кобр. Изображение смертоносных рептилий в назидание ворам высечено и на воротах сокровищницы.
Кто ворует у богов?
В 1947 году Индия получила независимость от Британской империи. Перед многими княжествами страны встал выбор – присоединиться ли им к мусульманскому Пакистану или к индуистской Индии. Раджи Траванкора были одними из тех, кто хотел получить независимость. Лишь после долгих переговоров они согласились отказаться от власти и войти в состав Индии. В обмен они получили множество привилегий, и среди них – титул хранителей храма Падманабхасвами.
Дело в том, что согласно индийским законам, божества, которым посвящен храм, могут владеть собственностью, в том числе и сокровищами, которые им приносят в дар. При этом юридически божествам полагается опекун, который поможет им с земными делами, в том числе с сохранением сокровищ. Именно этими опекунами и стали раджи Траванкора.
Колесница махараджи Траванкора возле храма, фотография 1900-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org
С годами по бывшему княжеству стали распространяться слухи, что раджи нечисты на руку и воруют из храмовой сокровищницы, распродавая подношения богам. Возможно, сплетни так и остались бы сплетнями, если бы не юрист Ананд Падманабхана. Воспитанный в религиозной индуистской семье, он с детства слышал легенды о сокровищах храма и о том, как раджи разграбляют их год от года.
В 2007 году он подал в суд на главу рода траванкорских раджей 86-летнего Мартханду Варму. Ананд заявил, что из раджей получаются плохие хранители. Учета дарам не ведется, нормальной охраны нет. Его иск поддержали служители храма, которые заявили, что многие ценности и артефакты просто исчезли. «В храме хранилась флейта из слоновой кости, ей было много веков. Я видел ее однажды, но с тех пор ее так никто и не нашел», — рассказал один из служителей на слушаниях.
Однако сторонники были и у семьи бывших раджей. Множество жителей штата до сих пор считает их настоящими правителями Траванкора. В суде не раз упоминали, что ныне покойный Мартханда Варма (он не дожил до окончания процесса) постоянно помогал храму, в том числе покрывал его долги.
Между сторонниками и противниками раджей то и дело вспыхивали потасовки. Как-то раз в лицо одному из служителей храма брызнули серной кислотой – весьма распространенный способ борьбы с врагами в современной Индии.
Взять ссуду у божества
Проверка, проведенная генеральным ревизором Индии, показала правоту Ананда и служителей храма – многие сокровища действительно пропали. В святилище был отправлен отряд из 200 полицейских, которые взяли территорию пол круглосуточную охрану. В храме установили современную систему охраны, включая видеокамеры и сигнализацию.
Статья по теме
Потерянные сокровища. Как страны мира сражаются за исторические артефакты?
Индийские власти старались не вмешиваться в ход тяжбы, но в последние годы федеральное правительство все больше и больше интересуется этой темой. Дело в том, что по всей Индии находятся сотни святынь, в которых, как и храме Падманабхасвами, скопились ценности. По самым приблизительным оценкам, только количество золота там может достигать 3 тысяч тонн, при том, что весь золотой запас Индии составляет 550 тонн. В стране, где почти 85% населения живут за чертой бедности, такое богатство при правильном использовании могло бы помочь оживить экономику и улучшить положение простых людей.
Правительство Нарендры Моди даже запустило федеральную программу, чтобы привлечь храмовое золото в экономику. На выгодных условиях храмам предлагается вкладывать хранящиеся у них ценности в банки. Естественно, это предложение вызвало гнев консервативно настроенных верующих. Золото принадлежит богам, а не хранителям, считают они.
Промежуточная победа
В деле сокровищ Падманабхасвами индийский суд сначала постановил лишить бывших раджей статуса хранителей, однако теперь этот вердикт был пересмотрен. В бывшей княжеской семье, у которой до сих пор сохранились большие связи в штате, празднуют победу. Нынешний глава рода Мулам Тирунал Рама Варма пообещал, что вскоре будет создан специальный комитет для сохранения сокровища. Богатства, уверяет он, защитят от разграбления, поскольку они не принадлежат никому, кроме богов.
Однако точка в деле вряд ли поставлена – уж слишком много недовольных вынесенным судом решением, и слишком велик куш, который ждет победителя в этой схватке.
Источник: aif.ru