Позиция Мааса и официального Берлина по участию России в саммите G7 не имеет полной поддержки в Европе, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
ФРГ продемонстрировала косную политику по России
Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что Берлин против участия Москвы в G7 до решения украинского кризиса.
Таким образом Берлин подтвердил позицию по снятию санкций и других ограничений с России. Немцы утверждают, что санкции могут быть сняты с Москвы исключительно после реализации Минских соглашений и возвращения ситуации на Украине к «статусу-кво». Про Крым в ФРГ не говорят, но в случае, если стороны разберутся с «Минском-2», данный вопрос также будет поставлен.
Немцы утверждают, что они разделяют экономику и политику, поэтому оказывают поддержку «Северному потоку-2» и высказываются против снятия санкций с РФ, но в действительности именно Берлин является гарантом санкционного режима в Евросоюзе.
«Трамп, который предложил возвратить РФ в G7, всегда отличался своеобразной позицией по Москве. Во время предвыборной кампании он говорил, что будет вести с диалог с Путиным и решать напрямую дела с российским президентом. Еще Трамп рассуждал о том, что РФ нормальна и что с ней нужно поладить, но вся эта риторика так и осталась разговорами», — констатирует Федоров.
При Трампе отношения между Россией и США не улучшились, а ухудшились, пусть и ответственность за это несет не только американский лидер. Зато Трамп сделал несколько громких заявлений, включая предложение по возвращению России в G7.
«Все предвыборные сигналы Трампа после окончания президентской гонки сошли на нет, потому что главе США связали руки, а Россия осталась в известной конфронтации с Вашингтоном и коллективным Западом. Поэтому мнение Трампа по России не совпало с позицией большинства в G7, хотя там на самом деле присутствуют разные позиции», — заключает Федоров.
Италия склонна понимать мнение России и выступает за смягчение западных санкций или даже за их полную отмену. Франция менее категорична, а наиболее жесткую позицию занимает Германия, причем с самого начала украинского кризиса.
Немцы позиционируют себя гарантом международной законности в Европе, но если говорить начистоту, то их внешнеполитическая линия не лишена изъянов. Это видно как политике ФРГ по украинскому кризису, так и по признанию Косово. Берлин признал Приштину, но данное событие окончательно поломало старую систему
европейской безопасности.
«На Западе считают, что РФ является ревизионистской державой, которая пытается изменить сложившийся после СССР расклад сил в Европе. Последнее Запад воспринимает, как установленное им правило, на чем и основана линия давления на РФ», — резюмирует Федоров.
Запад и ФРГ не интересуют проблемы Украины, но ситуация в этой стране является маркером их стратегии по российскому направлению.
«Эта принципиальная позиция ФРГ сохранится и дальше, потому что ее изменение будет означать потерю политического лица и всех тех норм и принципов, за которые Берлин выступал в последние годы», — констатирует Федоров.
В Берлине и ЕС склонны игнорировать риторику Трампа по России из-за вопросов по будущему президента США. В США бушует экономический кризис, а если посмотреть на опросы, то Трамп проигрывает в рейтингах своему главному оппоненту Байдену.
В результате в Европе возросли надежды на поражение Трампа на выборах. Там с 2016 году ждут окончания эпохи Трампа, воспринимают ее как потерянное время и рассчитывают на возвращение лояльной союзникам внешней политики США.
«Трамп не будет выступать против всей шестерки из-за России. Да и сам саммит G7 под вопросом – неизвестно, будет ли в нем участвовать канцлер ФРГ, поскольку известны сложные отношения Меркель и Трампа», — заключает Федоров.
В Европе осознают риски разрыва с Россией
Риторика ФРГ в первую очередь затрагивает не вопрос участия России в G7 – это невозможно по ряду причин, да и в Кремле не один раз заявляли об отсутствии интереса к такой встрече, а продолжение отделения нашей страны от Европы.
Проблемой санкций являются не потери, а то, что они выстраивают новую реальность, где РФ будет не частью европейского пространства, а его соседом. Учитывая проблемы ЕС, такой исход событий воспринимается как неприемлемый многими европейскими политиками.
Очевидно, что, если на Украине не произойдет чего-то экстраординарного, Минские соглашения в обозримой перспективе выполнены не будут, поэтому режим европейских санкций приобрел постоянный характер, и на неопределенный срок.
«Расклад в G7 и коллективном Западе противоречит современным настроениям Европы по России. Есть мнение Италии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Еще есть курс Макрона по отношениям с Россией, который считает, что Европе нужно отстаивать свою позицию, но одновременно сохранять диалог с Москвой», — резюмирует Федоров.
Новые разделительные линии и выдавливание России из Европы, как считает Макрон, пойдут во вред европейцам и их интересам.
«Макрон отметил, что выдавливание России из Европы означает ее сближение с КНР, а без Москвы старый континент не сможет решить ни одной глобальной проблемы, включая Сирию, Ирак и пр. Кроме того, это означает замораживание региональных конфликтов внутри старого континента, т.е. на постсоветском пространстве», — констатирует Федоров.
Источник: rueconomics.ru